Поскольку речь идёт о хоть и недорогих, но музыкальных инструментах, оговорюсь сразу: выбор потому-то и проблематичен, что они недороги. Тем не менее, некоторые проблемы, “болевые точки” гитары как инструмента, так и промышленного изделия, типичны. Типичны и, так скажем, “неведения”, ложные суждения, присущие начинающим музыкантам. Чтобы быть и практически полезной, и краткой, статья представлена в виде тезисов, каждый из которых лишь едва разъяснен. Пользуйтесь ссылками, чтобы узнать о гитаре больше и сделать правильный выбор.
Покупая гитару в сети Интернет, вы рискуете. Покупая гитару в магазине — тоже, но явный брак магазины возвращают поставщику, поэтому рискуете меньше. Если вашу первую гитару выбирает хороший гитарист, а ещё лучше преподаватель, считайте, что фактор риска вы свели к минимуму. Ошибочно полагать, что современная промышленность или прославленный бренд — гарант качества. Привожу примеры переписки с пострадавшими от своего легкомыслия. Удалённая продажа — отличная возможность сбыть некондицию. Как для частных лиц, так и для фирм с мировым именем.
Не доверяйте демонстрационным видео и заверениям, что товар подлежит возврату. Гитару часто принимают обратно, но взамен шлют опять бракованный инструмент.
Плохой анкер грифа — бич современных гитар. А игра на гитаре с незадействованным анкером — национальная традиция. Узнайте, что такое анкер, если не знаете, и проверьте, как он работает до покупки. Не покупайте гитар с нерабочей анкерной системой. Рекомендую прочесть статью «Анкер грифа гитары«
Высокие лады — немалое преимущество. Будучи изношены (а износ бывает очень скор), они могут быть перешлифованы-закатаны и прослужат ещё два-три года. Низкие потребуют замены. А кроме того, высокая “корона” лада (1,5 мм) — это удобство игры и лучший сустейн. Высота короны 1.5 мм — это лады шириной 3 мм.
Видимые глазу зазоры между “короной” лада и древесиной накладки говорят о том, что лады забиты небрежно, а это значит, что добиться комфортабельной высоты струн будет проблематично. В статье «Наладка гитары» приведены примеры низких и недобитых ладов.
Для того, чтобы робот глянцево отполировал гитару, необходим избыточный слой лака, последний должен быть ещё больше, если инструмент декоративно окрашен. Такие покрытия — немалый урон звучанию и электрогитар, а акустических — тем более. Всякий производитель заинтересован в том, чтобы его инструменты покупались; одни из них делают ставку на ваш слух, другие — на ваше зрение. Это не значит, что “блестящий” инструмент не может хорошо звучать в принципе: мы говорим о гитарах относительно недорогих, а хороший лак и “музыкальный” его слой стоят дорого.
Покупая акустическую гитару, обратите внимание на степень деформации деки под натяжением струн. Упругость деки обусловлена как самим её материалом, так и системой пружин — еловых реек, наклеенных изнутри в определённой конфигурации.
От бриджевого края резонаторного отверстия вплоть до самого бриджа “слабая дека” чашеобразно вогнута внутрь резонатора гитары (см. фото)
В указанном месте оптимально упругая дека своей плоскостью соответствует кромкам обечаек (то есть декоративному кантику) или (предпочтительно) куполообразно возвышается над ними на 2-мм (см. фото).
Медленно или скоро, деформация “слабых дек” прогрессирует. Чем она больше — тем хуже звучит инструмент. В статье «Дека гитары и её пружины» подробно описана деформация дек в так называемой «точке А». Внешний вид удовлетворительного качества ели — в статье «Верхняя дека гитары«.
Очень любят отклеиваться бриджи, на акустических гитарах для бронзовых струн — особенно. Традиционные места расклейки см. на фото. Не покупайте гитар с наметившейся отклейкой бриджа. Подобно об этом «Дека и бридж акустической гитары«
Загляните внутрь резонатора. Если контуробечайки и пружины задней деки приклеены неопрятно, значит так же приклеены и пружины верхней деки, если не хуже. На фотографиях — примеры сборки резонатора.
Возвышение порожка над бриджем не должно превышать 3,5 мм при комфортабельной высоте струн над ладами. Этот фактор показывает на деле, правильно ли сконструирована гитара и возможно ли её наладить хорошо даже при идеальном грифе. Угол перегиба струн на бридже и угол посадки грифа — фактор немаловажный и для электогитар. На фото — высокий порожек гитары Токомайн: между порожком и бриджем — щель, возникающая при натяжении струн. Далее фото оптимальной высоты порожка: при натяжении струн порожек плотно посажен в бридж. Подробнее об этом в статье «Порожек и бридж. Наладка акустической гитары».
Чем больше конструктивных элементов в бридже, тем больше расходуется энергия колебания струны на трение между ними. Чем проще бридж, тем лучше звучание. Кроме того, бриджи классической конфигурации заменяемы: вы легко найдёте в сети профессионального двойника вашему силуминовому бриджу, если “дерево” вашего «китайца» вас устраивает. На фото — неоправданно усложнённый бридж и порожек грифа.
Звучание электрогитары в основном определяет дерево, из которого она изготовлена. Статья «Звучание дерева разных распилов» особенно полезна для тех, кто хочет приобрести электрическую гитару. Рекомендую так же публикации: «Бридж электрогитары» и «Электрогитара. Конструктивные особенности«.
Если настроенная по тюнеру гитара звучит субъективно нестройно, откажитесь от покупки такой гитары. Стройность любого музыкального инструмента есть результат того, как он сконструирован и из каких материалов; мензурные расстояния струн, если говорить о гитаре, влияют на этот показатель лишь косвенно. Проще говоря, хорошая гитара ( в том числе и электро) будет звучать стройно и при ненастроенных мензурных расстояниях. Гитару фальшивую не исправят никакие настройки. Подробнее об этом в статье «Стройность музыкального инструмента«.
С течением времени происходит усыхание древесины, что нередко приводит к расклеиваниям. Внимательно осмотрите инструмент перед покупкой. Обратите внимание на износ ладов. Покупая гитару с изношенными ладами, вы становитесь перед проблемой их замены. Профессиональная замена ладов — процедура дорогостоящая. На фотографиях показан сильно изношенный лад. Далее — высокие лады с умеренным износом. На последнем фото — налаженная б/у гитара после шлифовки и закатки ладов. Отдавайте предпочтение гитарам с высокими ладами.
Как и промышленные бренды, мастеровые гитары тоже бывают разными. Этой теме посвещены две статьи: о том, какие мастеровые гитары покупать не надо и почему; вторя же — о том, какая должна быть настоящая мастеровая гитара.
Нет ничего устойчивее неустойчивых порожков. Заблуждения бесцветны, не имеют вкуса и запаха. Они являются частью наших суждений. Чем плох тот день, когда я понял, что в чём-то заблуждался?
Отправной точкой всех публикаций являются неведения и заблуждения тех, кто приходит ко мне с ремонтом.
С уважением к вам, Полётов Алексей Игоревич, музыкальный мастер.
Ростов-на-Дону 2024