Настройка мензуры гитары

Колебание струны

Разные струны -- разные мензурные расстояния

Частота, с которой струна колеблется вдоль всей её длины, называется основным тоном. Основной тон — это слышимая нами высота звука, мы можем спеть её в унисон со звучащей струной.

Обертоны струны
Явление обертонов. Струна в процессе колебания.

Так как струна пластична и упруга, помимо основной частоты, в её колебании присутствуют и более высокие частоты. Это колебания участков, кратных её длине. Если мы поделим последовательно длину струны на 2, 3, 4, 5 и так далее равных частей, то получим и более высокие частоты колебаний. Чем меньше участок длины, тем выше частота каждого колебания. Частота колебания — это высота звука, слышимый тон. Высота тона каждого кратного участка струны и есть обертон. Кратность деления относительно длины струны называют порядком обертона. Чем выше порядок обертона, тем менее он слышим. Высота звучания каждого обертона соотносится с основным тоном и составляет с ним музыкальный интервал. Если приглушить струну в узловой точке кратной деформации, можно услышать высоту обертона соответствующего порядка.

На гитаре эти узловые точки соответствуют месту извлечения флажолетов. Приглушив струну на половине её длинны, мы услышим октавный флажолет, то есть высоту обертона первого порядка. Разделив струну на три равных части, мы можем извлечь флажолет на 7-м или 19-м ладу — это обертон третьего порядка. Высота его звучания на квинту выше октавного флажолета. Присутствие обертонов, звучащих помимо основного тона, субъективно воспринимается нами как музыкальный звук. При одновременном звучании двух струн взаимодействуют не только их основные тоны, но и обертоны. Обертоны струны звучат чистыми интервалами относительно её основного тона. Но они не являются чистыми для струны другой толщины и длины. Чем больше разница в толщине и длине одновременно звучащих струн, тем больше погрешность обертонов между ними. Если оптимально изменить длину каждой открытой струны соответственно её толщине, то при единой ладовой разметке можно частично компенсировать несоответствия обертонов. Флажолет на 12-м ладу — это чистая октава основного тона для каждой струны. Точно такую же высоту должна дать та же струна, уже будучи прижатой на 12-м ладу. Для такого унисона струны разной толщины потребуют разного мензурного расстояния. Такая калибровка позволяет до некоторой степени согласовать обертоны всех струн. Чтобы повысить тон прижатой струны до флажолета, укорачивайте мензурное расстояние. И наоборот, если струна на 12-м ладу выше тона флажолета — увеличивайте мензурное расстояние. Обучающих видео на эту тему достаточно много в сети. Цель публикации — кратко разъяснить смысл наладки мензурных расстояний.
В процессе износа струны деформируются, выбиваются об верхушки ладов. Упругость их на стороне грифа меняется, изменяется и высота звучания обертонов. Для новых струн — одно мензурное расстояние, для изношенных — другое. Если вы играете по нескольку часов каждый день, достраивайте мензуру раз в неделю.
Настроенные мензурные расстояния и новые струны не являются абсолютным гарантом стройности вашего инструмента. Звучание струн доносит до нас резонатор. По большому счёту вся гитара — это резонатор. Важно, какова её конфигурация, из какой древесины сделана, каким лаком покрыта. Особое значение имеет материал, конструкция и устойчивость бриджа (порожка у акустических гитар). Подробно о стройности звучания гитары в этих статьях:

Звук и музыкальный звук. Обертоны

Дерево - источник музыкального звука. Обертоны дерева

Гитара. Стройность музыкального инструмента

Нет ничего устойчивее неустойчивых порожков. Заблуждения бесцветны, не имеют вкуса и запаха. Они являются частью наших суждений. Чем плох тот день, когда я понял, что в чём-то заблуждался?
Отправной точкой всех публикаций являются неведения и заблуждения тех, кто приходит ко мне с ремонтом.
С уважением к вам, Полётов Алексей Игоревич, музыкальный мастер.

Ростов-на-Дону 2024