Электрогитара. Конструктивные особенности

Электрогитара - резонатор.

Электрогитара. Конструктивные особенности — скорее тема для небольшого эссе, чем для статьи, где можно сказать что-то новое. Публикуемое здесь часто бывает понятно и тем, кто далёк от электрогитары и музыкой не увлечён.
Источник затухающего колебания — упругое тело. Чтобы возник музыкальный звук, нужен его источник, тело малой массы и большой упругости (струна) и резонатор.

Резонансная активность головки грифа

На этом видео показано, как велика амплитуда и кинетическая энегия колебания головки грифа в момент звучания музыкального инструмента. Её с избытком хватает на то, чтобы вращать металлический шкив колка по резьбе.

Резонансное явленние, которое вы можете увидеть в этой статье продемонстрировано на электрогитаре. Брусок дерева определённого сечения и длины может быть как источником музыкального звука (клавиша маримбы), так и резонатором (сайленд гитара). В процессе резонансного взиамодействия не только струна влияет на колебание резонатора. Важно понимать, что и колебания резонатора существенно влияют на колебание струны. Именно поэтому одна и та же струна звучит по-разному на разных электрогитарах. Разница ясно слышна даже если электрогитара и не подключена к усилителю.

Любой струнный акустический инструмент является резонатором, включая гриф и его головку. Та часть акустичекских инструментов, которая колеблется с нибольшей амплитудой лишь условно называется резонатором. Несмотря на свою массивность, корпус электрогитары в общепринятом, условном понимании — тоже резонатор. Хотя гриф электрогитары и менее упруг, чем корпус, колебания на стороне корпуса обладают гораздо большей амлиудой.

Это потому, что принцип любого резонатора — рычаговое приложение массы/упругости всей конструкции инструмента к колеблющейся струне. Фактор сродства грифа и резоатора описан в отдельной статье. Значимость его очевидна, нет смысла повторять уже сказанное.
Являясь упрощённым видом акустического инструмента, электрогитара уникальна как модель, предмет для размышления и анализа. Именно на примере электрогитары понятно, что порода и топография волокон древесины в первую очередь влияют на восприятие тембральной окраски музыкального звука.

Форма электрогитары - значимая часть её конструкции

Второй факт представляется интересным. В сравнении с акустическим инструментом упругость и масса резонатора электрогитары крайне избыточны. При этом мы слышим совершенно разный характер угасания колебаний на разных моделях электрогитар, изготовленных при этом из одной и той же породы дерева. Становится очевидным, что представление «чем больше упругость, тем длинее сустейн» ошибочно.

Подчеркну, важна не только длительность, но и характер угасания колебаний. Фазовые взаимодействия обертонов во времени угасания схожи: на электрогитаре высокого качества тот же характер, что и на акустическом мастеровом инструменте. Слыша такое угасание, обычно говорят «гитара поёт». В таком случае, для оптимального резонатора важны не упругость или масса его сами по себе. И не величина их в какой-то точке или точках резонатора. Важен характер распределения этих величин относительно длины и ширины всего инструмента в целом. Сказанное может быть воспринято как общая фраза. Однако это не так. Я не ставлю своей целью рассказать в публикациях абсолютно всё, что знаю о гитаре. Написано достаточно, чтобы догадаться или принять аксиому: и для простой, как говорят в обиходе, «доски» значима форма грифа-корпуса, помимо резонансного качества древесины, лакового покрытия, бриджа и способа закрепления струн.

Гитары True Temperent

Стройность звучания электрогитары

Фазовые взаимодействия обертонов влияют так же и на стройность звучания. Существуют такие модели электрогитар, которые при абсолютно новых струнах и точно настроенных мензурных расстояниях не могут звучать стройно. Возможно из древесины среднего качества сделать хороший акустический инструмент.

Невозможно сделать яркую по тембру электрогитару из глухо звучащего дерева. Возможно сделать электрогитару нестройную с малым, немузыкальным сустейном из самых лучших пород дерева.
Статья является необходимым предисловием для следующей практически полезной заметки «Бридж электрогитары«.

Рекомендованные статьи

Нет ничего устойчивее неустойчивых порожков. Заблуждения бесцветны, не имеют вкуса и запаха. Они являются частью наших суждений. Чем плох тот день, когда я понял, что в чём-то заблуждался?
Отправной точкой всех публикаций являются неведения и заблуждения тех, кто приходит ко мне с ремонтом.
С уважением к вам, Полётов Алексей Игоревич, музыкальный мастер.

Ростов-на-Дону 2024