Звучание дерева разных распилов

дерево мастеровых гитар
Заготовки дерева для музыкальных инструментов

Звучание дерева разных распилов.

Внешний вид на музыкальных инструметах и в заготовках

В этой статье я научу вас различать по внешнему виду радиальный распил от тангенциального, покажу прямослойное и непрямослойное дерево и объясню, почему это так важно для музыкального инструмента.

Давайте решим, что нам нужна лишь некая опора для того, чтобы упруго натянуть одну или несколько струн.

Звучание бруска дерева
Модель опоры для упруго натянутой струны

Представим себе в упрощённом виде инструмент, который показан на фотографии. Для того, чтобы струна была натянута, нам нужна большая твёрдость по краям его длины. Для этого нам подойдёт любое дерево, так как любое достаточно твердо с торца. Натянув струны, мы обнаружим, что под ними образовался погиб. Чем сильнее будем натягивать,

Самый простой резонатор
Опора для упругой струны - брусок дерева

тем больше будет изгибаться воображаемый брусок. Поскольку плоскость этого изгиба нас больше всего интересует, назовём её для удобства «плоскость, параллельная натяжению струн», сокращённо ППНС. При одной и той же силе натяжения струн дерево разных пород даст нам разную степень деформации.

Заметим, что нас интересует не статическая струна, натянутая до определённой высоты тона, а процесс её колебания.
Щипок струны — это в каком-то смысле выстрел из лука, чем лук более упруг, тем дальше полетит стрела. Тогда логично предположить, что чем меньше деформация несущего бруска при заданной силе натяжения, тем устойчивей колебание струны. Пока скажем, что эта устойчивость — длительность колебания струны или, как иногда говорят, сустейн.
Конечно, звучащая струна приведёт к колебанию самой опоры. Слышимый звук такого упрощённого резонатора — это звучание струны и опоры.
Для электрогитар величина амплитуды колебания струны и опоры не так важна, важно, насколько они тонко дифференцированы, характерны. Со стороны опоры такой характер определяет в первую очередь плоскость, параллельная натяжению струн (ППНС) и то, как расположены по отношению к ней волокна дерева.
Напомню, что волокна — это края годичных колец ствола дерева. Края колец обладают гораздо большей твёрдостью и упругостью, чем их внутренняя широкая, эластичная часть, называемая межволоконным расстоянием. Волокно не нить, а рессорная полоса твёрдости и упругости.

Косослой заготовки
Косое расположение волокон в бруске дерева

Чтобы достоверно доносить оттенки звучания струны, волокна опоры должны сами быть подобны струне. Они должны быть прямыми и располагаться параллельно друг другу и оси инструмента. Дерево с такой текстурой называют прямослойным. Любое уклонение волокон от оси заготовки называют косослой. На фотографии приведён пример косослойной заготовки.

Мелкослой и широкослой

Следующий фактор, определяющий музыкальность дерева — ширина межволоконных расстояний. Волокна, расположенные тесно друг к другу, называют мелкослой. Для любой породы дерева этот показатель является важнейшим. Он определяет не только упругость древесины, но и то, с какой степенью свободы способны колебаться полосы упругости волокон в эластичных межволоконных пространствах. Визуально оценивают и ширину самого волокна, а также количество смол, содержащихся в нём. Приводимые примеры радиальных распилов демонстрируют также и оптимальную мелкослойность дерева электрогитар. Деки и обечайки акустических гитар я покажу в отдельной статье.

Радиальный клён грифа
Радиальный клён рукоятки грифа

Радиальный и тангенциальный распил наглядно

Итак, сила натяжения струн, приложенная к опоре, вызывает её деформацию. Деформация будет наименьшей, если волокна дерева расположены перпендикулярно плоскости, параллельной натяжению струн (ППНС). Для всех грифов приемущество радиального распила состоит и в том,

что, чем ближе к оси грифа расположено волокно (край годичного кольца), тем больше его площадь, тем больше упругость и сила противодействия натянутым струнам.

Радиальный распил клёна заготовка грифа гитары
Волокна перпендикулярные ППНС
Волокна радиального клёна на грифе Телекастера
Головка грифа Телекастера из радиального клёна. Топография волокон
Абсолютно радиальный клён на грифе гитары
Так выглядит абсолютно радиальный клён. Волокна древесины строго перпендикулярны ППНС
Гриф тангенциального распила
Внешний вид тангенциального распила на грифе

Волокна расположены параллельно ППНС. Упругость опоры гораздо меньше, чем при радиальном распиле. Для грифов упругость по оси возрастает незначительно, значительно возрастает только масса. Не следует понимать меня так, что радиально распиленное дерево для гитары непригодно.

Оно не годится лишь для верхних дек акустических инструментов. Корпусы электрогитар тангенциального распила, склеенные по оси из равных половин звучат характерно и хорошо. Поскольку в заготовке расположено множество параллельных между собой волокон, масса заготовки «оправдана» её упругостью.

Электрогитара тангенциальный ясень
Тангенциальный распил корпуса Телекастер
тангенциальный ясень внешний вид
Тангенциального распил болотного ясеня
ясень внешний вид тангенциального распила
Корпус Телекастера из болотного ясеня тангенциального распила
Осевая склейка
Склейка Эйфилева башня

Как обратить минус в плюс

Любые другие распилы и даже не вполне прямослойные заготовки можно склеить так, что их минусы обратятся в плюс. Это осевая склейка грифа: волокна направлены под одинаковым углом к оси, зеркально симметрично. Получается своего рода Эйфелева башня.

Блинная склейка корпуса электрогитары
Склейка резонатора электрогитары

Следуя тому же принципу, можно склеить корпус электрогитары так, как это показано на фото. Поскольку зеркально склеенная древесина параллельна натяжению струн, а упругость в плоскости склейки максимальна без прибавления массы, то резонансные свойства такой заготовки превзойдут и тангенциальный и радиальный распил.

Встречное склеивание волокон
Плоскость склейки "Эйфилева башня"
Болотный ясень внешний вид в заготовке
Лицевая сторона склейки "Эйфилева башня"
Радиальный палисандр и клён
Волокна радиального клёна и палисандра с торца грифа Телекастера

Склеивание древесины разных пород

Звучание любого музыкального дерева —это всегда индивидуальность. Но почти всегда этой индивидуальности чего-нибудь да не хватает. Клён звучит светло и звонко, но ему недостаёт речевой разборчивости палисандра, красное дерево при глубоком низе нуждается в искре клёна и т.д.

Склеивание сообщает заготовке резонансные свойства используемых пород. Наклеивая малую массу упругой и твёрдой древесины на гибкую, но лёгкую, мы повторяем уже в больших размерах разнородную структуру дерева: твёрдое, тонкое волокно, эластичное, широкое межволоконное расстояние.
Выбирая себе инструмент, внимательно рассмотрите направление волокон в дереве, из которого он сделан. Заканчиваю эту статью фотогалереей с небольшими комментариями.

Арчтоп электрогитары из радиального клёна
Арчтоп из радиального клёна
Клён "вороний глаз" внешний вид
Крупнослой клёна "вороний глаз" на арчтопе гитары Треккер
Текстура радиального клёна на топе гитары
Так выглядит клён арчтопа гитары, волокна которого строго перпендикулярны плашке заготовки
Волокна радиального ясеня на корпусе гитары Стратокастер
Расположение волокон радиального ясеня на корпусе Стратокастер
Гриф и корпус Стратокастера посадка грифа
Посадка грифа на палисандровую площадку, вклеенную в корпус радиального ясеня
Ольха тангенциального распила на гитаре Триккер
Ольха тангенциального распила
Красное дерево радиального распила
Радиальный распил красного дерева в заготовке
Дерево бубинго накладка гитары, заготовка
Внешний вид дерева бубинго, заготовка накладки грифа
Радиальный палисандр накладка гитары
Мелкослойный радиальный палисандр накладки мастеровой гитары

Какие гитары покупать не надо

Пользуясь неведеньем покупателя, производитель часто использует в изготовлении гитар бракованное дерево. Как правило это присучковые зоны. Древесина присучковых зон выглядит эстетически красиво, но в процессе усыхания деформируется, что приводит инструмент либо в полную негодность, либо требует его ремонта. На фотографиях ниже — присучковая зона накладки индийского палисандра на электрогитаре Фэндер Скваер. Красным карандашом намечено местонахождение сучка , бежевым пунктиром — линия отреза заготовки. В процессе усыхания показанное место приподнялось, геометрия накладки нарушилась, инструмент потребовал ремонта.

Накладка палисандра
Присучковая зона накладки индийского палисандра
Накладка палисандра
Сучок, присучковая зона, линия отреза заготовки

Ложный клён

Древесины некоторых пород вступают в межвидовое родство, скрещиваются. Возникают гибридные породы. Ложноплатанный клён — гибрид платана и клёна. Платан дерево чрезвычайно глухое, невыразительно звучащее. Внешний вид текстуры ложноплатанного клёна мало отличим от клёна канадского. При этом резонансные свойства гибрида гораздо ближе к платану, чем к клёну. Коричневые полосы, присутствующие в текстуре ложноплатанного клёна помогут вам отличить его от клёна настоящего. На фотографиях они обозначены красными стрелками.

Гриф гитары
Ложноплатанный клён гитары
Гриф гитары
Полосы в текстуре ложноплатанного клёна
Гриф гитары
Ложноплатанный клён на рукоятке грифа
Гитара Скваер
Характерные текстурные полосы ложноплатанного клёна

Рекомендованные статьи

Обертоны дерева

Сродство грифа и резонатора

Нет ничего устойчивее неустойчивых порожков. Заблуждения бесцветны, не имеют вкуса и запаха. Они являются частью наших суждений. Чем плох тот день, когда я понял, что в чём-то заблуждался?
Отправной точкой всех публикаций являются неведения и заблуждения тех, кто приходит ко мне с ремонтом.
С уважением к вам, Полётов Алексей Игоревич, музыкальный мастер.

Ростов-на-Дону 2022

Top