Как вступление и дополнение к настоящей статье рекомендую публикацию Электрогитара. Конструктивные особенности
Бридж электрогитары на этом видео наглядно показывает направленность колебательных процессов в резонаторе электрогитары. В этой статье показаны колебания деки акустической гитары, обладающие наибольшей амплитудой. Носок и пятка условного башмака находятся в противофазном качельном взаимодействии: носок наступает, пятка отрывает, и наоборот.
Направленность этих колебаний в корпусе электрогитары та же, что и в деке акустического резонатора, разница лишь в величине амплитуды этих колебаний.
Принципиальная идея показанного бриджа в предельно упрощенном виде реализована на гитарах PRS (см. фото ниже). Когда такой бридж предельно прост, кинетическая энергия колебания струны максимально расходуется на перекличку «носок — пятка башмака». . Из-за своей конструктивной простоты бриджи гитар PRS не дают возможности настроить мензурные расстояния струн.
Действительно, оптимальные положения опор для струн 0.08 и 0.10 — 0.11 значительно разнятся. Казалось бы, недостаток существенный. На деле же полноценная передача звучания обертонов высших порядков целиком компенсирует «приблизительность» мензурных расстояний. Гитары PRS звучат стройно при использовании струн любой толщины.
Бридж и порожек акустической гитары тоже не дают возможности регулировать мензурные расстояния. Но мы имеем немало примеров стройного звучания акустической гитары. Оптимально построенный резонатор мастеровой акустической гитары — это стройность во всех позициях даже при сильном износе струн, при любой их толщине.
Очевидные промахи в новаторстве фирмы «Wilkinson», показанные на видео, многократно повторяются и другими производителями в других конструкциях бриджей. Чаще же новый усложненный бридж не стремление усовершенствовать имеющийся, а лишь маркетинговый ход, желание привлечь внимание покупателя.
Каждая деталь, крепёжный резьбовой элемент имеют собственное трение качения, как бы плотно они ни были зафиксированы или прижаты. На трение качения каждого из них расходуется энергия колебания струны. Основной тон, обертоны, имеющие большую амплитуду колебаний, «проходят», преодолевают частокол неустойчивостей. Обертоны высоких порядков с малой амплитудой колебания, образно говоря, расходуются на качение конструктивных элементов бриджа. Чтобы все (наибольшая их часть) обертоны колебания струны реализовались в колебании резонатора, нужен предельно простой бридж. Несмотря на то, что гитара Les Paul — одна из первых моделей электрогитар, бридж её сконструирован наилучшим образом на данный исторический момент
Резьбовые втулки этого бриджа должны иметь цилиндрическую, а не коническую форму. Они должны быть плотно посажены в резонатор «на дерево», а не на клей и не на лак,. Должны извлекаться из посадочных мест без риска повреждения древесины корпуса электрогитары.
Угол посадки грифа в резонатор должен обеспечивать прямое (см. фото) давление струн на опоры. Всем известно, насколько лучше звучит гитара Телекастер в случае сквозного закрепления струн через массив корпуса. Такой способ закрепления струн на гитаре Les Paul приводит не к лучшим результатам, а к худшим. Почему — отвечу в частных консультациях. Классический бридж Телекастера с тремя подвижными опорами для струн «звучит» значительно лучше, чем в случае новаторств, когда таких опор шесть. Конструкция любой гитары должна быть оптимально соотнесена с конструкцией бриджа. Что хорошо для плоской «доски», не всегда приемлемо для гитары с резонатором «кленовый арчтоп».
Ценность гитар, имеющих бридж Floyd Rose, сомнительна. Это лишь мое частное мнение. Если такие гитары производят и покупают, значит, они нужны. Частые жалобы на нестройное звучание гитары Стратокастер — дань конструкции его бриджа и специфической фрезеровки резонатора, обеспечивающей его посадку. Добавлю, что «застопоривание» бриджа Floyd Rose и бриджа Стратокастера — востребованная категория ремонта. Рекомендую вам бридж Stratocaster non tremolo, а так же его оригинальную модификацию от Ibanez. Показанный на фото бридж даёт меньший сустейн, но яркую, разборчивую атаку.
Многочисленные модификации электрогитар с акустическими резонаторами некоторое время назад довольно метко назывались «полуакустические гитары». Джазовая банка с тонко выделанной декой арчтоп из резонансной ели громкостью звучания приближается к звучанию акустической гитары. В сравнении с «доской» полуакустический резонатор колеблется с большей амплитудой, характер его колебаний сложнее.
Чем ближе полуакустическая гитара своей конструкцией к акустической, тем ярче её тембр, больше громкость, и меньше сустейн в сравнении с «доской». Электрогитара из массива — своеобразный тембральный фильтр, сужающий амплитудно-частотную характеристику звучания акустической гитары. Для современной ансамблевой практики — оптимально сужающий. Мы ясно слышим три, четыре электрогитары в ансамбле благодаря тому, что каждая из них имеет узкий и специфический, «свой» тембр звучания
Какое отношение это имеет к бриджу? Прямое. Чем ярче тембр звучания и больше амплитуда колебания резонатора, тем легче должен быть бридж. При этом плотность (удельный вес) и пластичность материала бриджа (дерево или металл) влияют лишь на тембр звучания. Активность же резонансного процесса задаёт именно соотношение масса/упругость бриджа, оптимальное для данного конкретного резонатора.
Рассмотрев подставку (опору для струн) скрипки, виолончели, контрабаса, легко можно заметить, что смоделированы они по принципу рессоры. В конструкции их прослеживается стремление использовать упругость древесины подставки для инерционно-упругого усиления энергии колебания струны. Деревянный бридж полуакустическкой гитары, несмотря на свою упрощенную форму в сравнении с скрипичной подставкой — тоже резонатор.
Металлический бридж гитары Les Paul лаконичен и завершён для условий массового производства. Это не значит, что данный конструктивный элемент не может быть усовершенствован. На пример бридж гитары Rickenbacker по моему мнению является лучшим конструктивным решением. Опорная пластина для подвижных сетментов имеет не две точки опоры как у гитары Les Paul, а четыре. Винты для регулировки мензуры нисколько не препятствуют плотному прижатию сегментов к опорной пластине (см. фото ниже). Без сомнения, специфическое ясное и «ламповое» звучание гитары Rickenbacker во многом определяется именно такой конструкцией бриджа.
Рекомендую для электрогитары-доски оптимальные свойства металла в бридже. То, что ближе к струне (опора), — металл пластичный, малоупругий, с меньшим удельным весом (цветные металлы: латунь, бронза, сустейн-пластик). То, что ближе к древесине резонатора, — наибольшая плотность, твердость, упругость металла (различные виды стали).
Нет ничего устойчивее неустойчивых порожков. Заблуждения бесцветны, не имеют вкуса и запаха. Они являются частью наших суждений. Чем плох тот день, когда я понял, что в чём-то заблуждался?
Отправной точкой всех публикаций являются неведения и заблуждения тех, кто приходит ко мне с ремонтом.
С уважением к вам, Полётов Алексей Игоревич, музыкальный мастер.
Ростов-на-Дону 2024