Регулировка анкерного усилия, шлифовка и закатка ладов описаны в статье Общая наладка гитары. Большая высота струн над ладами.
Представьте себе, что вы прыгаете в длину. При этом опора, от которой вы совершаете толчок неустойчива. Далеко ли вы прыгнете? Струна, совершающая колебания на вершине порожка — тоже прыгун в длину. От того, с какой силой струна прижимает порожек к бриджу, зависит громкость и характер звучания гитары. В статье «Дека и бридж гитары» говорилось, что бридж — рычаг деки. Порожек — рычаг бриджа. Отклеенный бридж сведёт на нет звучание любой гитары. Существенный ущерб звучанию нанесёт и неустойчивый порожек.
Основной тон — сильный прыгун. Как-нибудь, да прыгнет. Вы услышите его, даже если проложите промокашку между струной и порожком. Иначе обстоит дело с обертонами. Чем выше порядок каждого из них, тем меньше слышимость. В статье «Стройность музыкального инструмента» показано, что именно ясное звучание обертонов обеспечивают стройность любого инструмента. Неустойчивость порожка приводит к тому, что часть обертонов становятся неслышимыми. Результат — «грязно», невыразительно звучащая гитара. На барочных щипковых инструментах порожек вообще отсутствовал. Струны просто привязывались к бриджу. Как рычаговая опора, порожек возник лишь к началу 19-го века. Он представлял собой возвышение в древесине бриджа. Позже его заменила полоска из кости или забитая в бридж ладовая проволока. Такая конструкция бридж-порожек является наилучшей и на сей день. Но кроме стройного звучания нам хочется ещё и удобства. Поэтому и возник паз, куда можно вставлять порожки разной высоты. Порожек стал больше, но его традиционно продолжали делать из кости. Как-то так никто и не заметил, что звучание гитары от этого ухудшилось. И по сей день ошибочно полагают, что наилучший материал для порожка — кость. Не все так полагают. Приглашаю вас заглянуть на эту всемирно известную страницу: https://graphtech.com/
Кликнув по изображению ниже, вы можете перейти на мой канал You Tube и послушать разницу резонансных свойств порожков из кости, пластика ценой в 20-30 руб и пластика Tusq
Чтобы добиться наилучшего звучания следует убить двух зайцев. Порожек — минимальной высоты над поверхностью бриджа. А именно — не более 3.5 мм. С другой стороны необходимо наибольшее давление струны на порожек. Как наилучшее соотношение — вот такая конструкция. На фотографиях показана хорошо налаженная гитара Тэйлор.
Если производитель не предусмотрел направляющие пазы от фиксаторов струн к порожку, их необходимо прорезать в ручную. Глубину этих пазов следует соотносить с материалом, конфигурацией бриджа и тем, как звучит инструмент, какова конструкция его деки. На некоторых гитарах от прорезания фиксаторов приходится отказываться вовсе, не смотря на всю очевидную выгоду направляющих пазов.
Оптимальная плотность посадки порожка в бридж акустической гитары показана на видео моего канала You Tube.
Порожек должен быть плотно пригнан к древесине бриджа. Недопустимо наличие пластиковых прокладок, нарезанного картона, бумаги под порожком, калибрующих высоту струн.
Демпфирование порожка в пазу бриджа никак пустяком не назовёшь. Задача наладки добиться наилучшего звучания и от самой недорогой, бюджетной гитары.
Высота порожка над бриджем зависит от того как посажен гриф в резонатор. Точнее — под каким углом к горизонту деки. Большинство инструментов, продающихся в магазинах имеют избыточную высоту струн над ладами. Прижав струну над бриджем и опустив её до комфортабельной высоты, постарайтесь определить на глаз, какой высоты порожка такое положение потребует. Оптимально — 2.5 — 3 мм. Свыше 3.5 мм — уже риск. Помните, что со временем ваша дека потеряет высоту, «сядет». Это потребует большей высоты порожка. Повторяю и подчёркиваю, это увеличит трение качения порожка и существенно ухудшит звучание гитары.
Ни высокая цена, ни всемирно известный бренд, не являются гарантом оптимальной высоты порожка. Закрывать глаза на этот фактор нельзя, какой бы заманчивой вам не показалась покупка. Неустойчивость высокого порожка — это, как минимум нестройное звучание гитары. Демонстрируемые здесь ещё фотографии известного бренда Такамин — это обращение владельцев за помощью. Увы, что же можно с этим поделать?
Материал, конфигурация, и главное — высота бриджа, факторы определяющие звучание инструмента. Никакая стопорная лепнина не обеспечит устойчивость порожка, если речь идёт об инструменте серьёзном, профессиональном. И наоборот, инструменты средней ценовой категории, как на пример «Сигма», при плотной подгонке и небольшой высоте порожка звучат даже неожиданно хорошо. Итак, фотографии порожков с избыточной высотой:
У бриджей классических гитар проблема «бридж-порожек» стоит с ещё большей остротой. Высота их бриджей от 9-ти до 12 мм. Петля подвязки препятствует давлению струны на порожек, подтягивая её вверх. В случае, когда порожек высок, давление струны на него достаточное. При этом края порожкового паза в бридже классической гитары гибки, податливы на излом. Именно в классических гитарах неустойчивость порожка приводит к наибольшим потерям кинетической энергии колебания струны на трение качения. На фотографиях показано, насколько петлевая подвязка уменьшает давление струны на низкий порожек.
На текущий момент существует два способа, позволяющих избежать петлевого подтягивания струны. Оба имеют недостатки. На первой фотографии — это дополнительные отверстия в задней части бриджа, понижающие его упругость. На второй и третьей — стопорные бруски палисандра, приводящие к избыточной массе позади бриджа. Подробнее о конструктивных проблемах бриджей классических гитар в этой статье.
Грифы классических гитар, не оснащённые анкерной системой, рано или поздно приходят в негодность, так как деформируются с течением времени. Причина по которой производители оказываются от этого новаторства мне неизвестна. Анкерный стержень в грифе классической гитары не только не вредит, но ощутимо улучшает её звучание. Об упругости грифа, как конструктивного элемента гитары можно прочесть в этой статье.
Нет ничего устойчивее неустойчивых порожков. Заблуждения бесцветны, не имеют вкуса и запаха. Они являются частью наших суждений. Чем плох тот день, когда я понял, что в чём-то заблуждался?
Отправной точкой всех публикаций являются неведения и заблуждения тех, кто приходит ко мне с ремонтом.
С уважением к вам, Полётов Алексей Игоревич, музыкальный мастер.
Ростов-на-Дону 2024