Гитара и лак

Гитара и лак
Мастеровая гитара, покрытая лаком на основе органических смол (французское полирование)

Влияние лака на звучание гитары

На трезвонящий будильник есть две управы: его собственный рычажок, который спросонья ещё найди, и — подушка. Избыточный слой лака для гитары — то же, что подушка для звенящего будильника. Пресловутый секрет лака Страдивари не в том, что сообщает скрипке особое звучание. Напротив, он так тонок и пластичен, что наносит наименьший вред естественному звучанию инструмента.

При этом он веками защищает древесину от разрушения. И по сей день лаки на основе органических смол (сандарак и шеллак) — наилучшие по музыкальности. Из лаков полимерных наилучший — нитролак если слой его предельно тонок. Лютый враг звучанию полиэфирный лак, лаки автомобильные.
Недостаток шеллак-сандарак лаков в том, что они под воздействием солнечного света и атмосферной влажности быстро разрушаются, не влагостойки. В том-то и состоит уникальность лака у барочных скрипок: они и музыкальны и долговечны. На фото ниже износ органического лака на мастеровой гитаре после года эксплуатации.

Гитара и лак
Износ лака на основе органических смол. Задняя дека мастеровой гитары
Гитара и лак
Износ лака на передней деке мастеровой гитары.

Лаки полимеры

Современные производители, работающие «на звук», а не «на блеск», радуют своими находками. Их инструменты выглядят не слишком презентабельно, но лаковый слой так тонок, что приятно звучат и гитары совсем недорогие.

Гитара и лак
Тонкий слой нитролака на мастеровой электрогитаре и тонкий полимерный лак на деке акустической гитары

Вощение и французское полирование

Действительно, армировать органический лак, чтобы и инструмент звучал и лак веками оставался невредим — задача школы, жизненного труда и экспериментов. Экспериментов, неизбежно порой и неудачных. Любая уникальность — путь ошибок.
Прекрасные результаты у гитар мастеровых и custom shop даёт покрытие их методом вощения. Вощение древесины можно совместить и с французским полированием, метод, которым пользуюсь и я. На фотографиях видно, что палисандр и ясень имеют открытые поры. Срок эксплуатации этих инструментов от 8 до 15-ти лет.
Гитара и лак
Навощённая и покрытая политурой обечайка мастеровой кленовой гитары
Гитара и лак
Навощенная и лакированная обечайка палисандра мастеровой гитары
Гитара и лак
Навощённая и покрытая тонким слоем политуры верхняя дека гитары

Идея такого покрытия — регулярное, раз в 5 лет подновления лака. Подновляют неизбежно и лаки барочных скрипок.
Состав лака и величина его слоя существенно влияют и на звучание электрических гитар. Прекрасные результаты даёт вощение, вощение и полирование органикой. Не рекомендую пропитывание древесины эфирными или какими-либо другими маслами, в особенности льняным или конопляным. Дополняю сказанное в этой статье в частных консультациях. Покупая себе гитару, выбирайте лучшую из предложенных. Не на глаз, а на слух. На фото ниже — покрытые политурой мастеровые гитары.

Гитара и лак
Французское полирование кленового топа мастеровой гитары
Гитара и лак
Болотный ясень гитары Стратокастер, покрытый тонким слоем политуры
Гитара и лак
Открытые поры болотного ясеня на мастеровой гитаре Стратокастер

Рекомендованные статьи

Выбрать гитару

Нет ничего устойчивее неустойчивых порожков. Заблуждения бесцветны, не имеют вкуса и запаха. Они являются частью наших суждений. Чем плох тот день, когда я понял, что в чём-то заблуждался?
Отправной точкой всех публикаций являются неведения и заблуждения тех, кто приходит ко мне с ремонтом.
С уважением к вам, Полётов Алексей Игоревич, музыкальный мастер.

Ростов-на-Дону 2022