В этой статье я расскажу о причинах, приводящих к отрыву бриджей от дек акустических гитар
Большинство бриджей современных гитар является местом закрепления для натянутых струн и точкой опоры для их упругого колебания. Разница этих двух понятий вытекает из рычагового устройства бриджа как элемента передачи колебаний от струн к деке. На схеме показана фаза колебания: в момент, когда опора оказывает давление на древесину деки,
место закрепления действует на отрыв, в следующей фазе колебания — наоборот. Это и приводит к разнофазным колебаниям деки, описанным в предыдущей статье. КПД такого рычага зависит от устойчивости опоры (порожка) и оптимального угла перегиба струны от опоры к точке её закрепления в бридже. Чем больше давление струны на порожек и чем он устойчивее, тем меньше расход кинетической энергии струны на трение качения, тем эффективнее рычаг разнофазного колебания.
Упругость деки у края резонаторного отверстия в точке А обсуждалась в предыдущей статье. Являясь слабым местом верхней деки, упругость «А» не может быть ниже определённого критического значения. Чтобы добиться громкости и выразительности звучания, нужно, чтобы упругость «В» была как можно ниже. Различные модификации W и X-пружин и есть поиск оптимального соотношения упругостей и масс «А» — «В».
Чрезмерно малые толщины дек и пружин в точке В приводят к деформациям, противоположным точке А. С течением времени возникает купол или, как говорят, «грыжа» деки. Никакая склейка не удержит край бриджа на деке, так как сила действия на отрыв при критической деформации слишком велика. Как показывает практика, деки с системой W-пружин устойчивы к деформациям в зоне точки В. Отрыв бриджа классической гитары, как правило, является результатом его небрежной приклейки.
Этого нельзя сказать про гитары с деками Х-пружин. Большая сила натяжения струн и небрежная приклейка являются факторами провоцирующими, но не основными. Сквозное, через деку, закрепление струн позволяет с наибольшей эффективностью трансформировать колебание струны в упругие колебания А — В.
Однако ряд из шести отверстий для закрепления приводит к значительному снижению упругости деки как раз там, где берёт своё начало инерционное качение. Чтобы компенсировать этот конструктивный недостаток, с изнаночной стороны деки под бриджем наклеен так называемый подбриджевый плейт. Бридж, дека и продбриджевый плейт в промышленных условиях просверливаются станочным способом. Все шесть отверстий за одну операцию. Это часто приводит к выщепливанию древесины
плейта и снижению его упругости. Коварство этого промышленного дефекта состоит в том, что он проявляется лишь через через год-два эксплуатации и полному ремонту без вскрытия задней деки не подлежит. Покупая себе гитару, не поленитесь извлечь фиксаторы струн и исследовать целостность подбриджевого плейта наощупь.
Чтобы увеличить рычаговое приложение бриджа к деке, подбриджевый плейт клеится с напуском в сторону В от края бриджа. Чем больше расстояние C — D, обозначенное на схеме, тем больше КПД инерционного колебания от «А» к «В», но тем больше упругость деки по краю бриджа. Край бриджа, обращённый к точке В и упругость деки близ него — важнейший темброобразующий фактор в звучании гитары. Чем больше толщина подбриджевого плейта и величина напуска C — D, тем суше и невыразительней звучит инструмент.
Покрытая избыточным слоем лака с пружинами деки, древесина и профиль которых далеки от желаемого, «промышленная» гитара может звучать удовлетворительно лишь в случае избыточно тонкого подбриджевого плейта. Поэтому производители заняты непрестанными экспериментами с толщиной плейта (как правило, это ламинат) и расстоянием C — D. Оптимальные величины не являются секретом и известны: плейт (из древесины) от 3,8 до 4,5 мм, напуск C —D 4-5 мм. За мою 28 летнюю практику лишь одна гитара Мартин попала ко мне на ремонт с едва наметившейся отклейкой бриджа.
Чтобы гитара звучала хорошо и при этом была надёжной конструкцией, следует изготовить её, взяв за образец гитару Мартин. Не уменьшая толщину плейта и не увеличивая напуск C — D.
Место расположения, древесина и профиль пружин в зоне точки В существенно влияют на качество звучания инструмента. В контексте отрыва бриджа или его частичной отклейки этот фактор занимает лишь третье по значимости место после описанных выше. Однако косослойная, широкослойная ель этих пружин может привести к критическим деформациям в зоне точки В. Этот фактор значим и для дек классических гитар с системой пружин W.
«Веер» и «поперечный» волокнам деки бридж — оптимальная и надёжная конструкция, но лишь в том случае, когда пружины веера — это прямослойная, мелкослойная ель радиального распила. Для всех гитар, всех систем пружин чрезвычайно важно, из какой древесины изготовлен бридж и подбриджевый плейт. Значима плотность, удельный вес, резонансные свойства и распил древесины. Невозможно обсуждать или рекомендовать какую-либо древесину бриджа в отрыве от древесины деки, её толщин и системы пружин.
Старайтесь не покупать гитары с лакированными бриджами или тем более окрашенными. Как резонансные, так и физические свойства древесины бриджа существенно влияют на характер звучания гитары. Чем больше в гитаре натурального дерева и чем выше его качество, тем большее значение имеет древесина бриджа. Ни в коем случае не пропитывайте и не смазывайте бридж гитары каким-либо маслом. Тембральные и физические свойства бриджа акустической гитары, тем более мастеровой, — тема обширная. Цель этой публикации — раскрыть причины частых отрывов бриджей акустических гитар. Практические советы, касающиеся непосредственно ремонта, я дам в отдельной статье. Однако, любопытствующие могут послушать тембр звучания некоторых африканских пород древесины здесь.
Ниже предлагаю сравнить тщательность отделки лицевой и изнаночной стороны деки у промышленной гитары средней ценовой категории.
Послушать звукоряды обертонов у дек мастеровых гитар можно в этой статье.
Нет ничего устойчивее неустойчивых порожков. Заблуждения бесцветны, не имеют вкуса и запаха. Они являются частью наших суждений. Чем плох тот день, когда я понял, что в чём-то заблуждался?
Отправной точкой всех публикаций являются неведения и заблуждения тех, кто приходит ко мне с ремонтом.
С уважением к вам, Полётов Алексей Игоревич, музыкальный мастер.
Ростов-на-Дону 2024