Бридж классической гитары

Наладка классической гитары

Особенности бриджа и резонатора классической гитары

Бридж классической гитары на первый взгляд конструктивно прост и даже лаконичен. Это максимально лёгкая внешняя пружина деки с двумя возвышениями для закрепления струн и порожковым пазом. На деле же сконструировать оптимальный резонатор и бридж классической гитары — непростая задача.

Нейлоновая струна классической гитары обладает меньшей упругостью и массой в сравнении со струной металлической. Меньше упругость и масса струны — меньше кинетическая энергия колебания. При этом звучание классической гитары лежит в довольно широком амплитудно-частотном дапазоне. Мы должны слышать ясно и выразительно как очень высокие ноты, так и довольно низкие.

Механизм взаимодействия струна-резонатор кратко описан в статье «Бридж и дека акустической гитары«. Чем больше давление струны на порожек, тем активнее резонансное явление, тем громче и выразительней звучит инструмент.Большая высота порожка обеспечивает такое давление при любой конструкции бриджа.

Бридж классической гитары
Высокий порожек классической гитары
Бридж классической гитары
Оптимальное давление струны на высокий порожек

Высокий порожек - ущерб для звучания гитары

На приведённых видео и фотографиях показано, что, чем больше порожек возвышается над бриджем, тем больше его неустойчивость. Часть энергии колебания струны расходуется на трение качения порожка. Поэтому чем плотнее посадка и меньше высота порожка, тем активнее резонансное явление, тем громче и выразительней звучит инструмент.

Бридж классической гитары
Неустойчивость высокого порожка классической гитары
Бридж классической гитары
Неустойчивость высокого порожка классической гитары

Оптимально низкий порожек классической гитары

На следующих фотографиях показано, как значимы диаметр и положение отверстий для закрепления струн в случае оптимально низкого порожка. Низкий и устойчивый порожек — предпосылка для яркого, стройного звучания, но лишь при условии достаточного (по возможности наибольшего) давления струны на порожек.

Бридж классической гитары
Порожек классической гитары оптимальной высоты
Бридж классической гитары
Недостаточное давление струны на оптимальный порожек
Бридж классической гитары
Недостаточное давление струны на порожек классической гитары
Бридж классической гитары
Избыточный диаметр и высокое местоположение отверстия для заплетения струн в бридже классической гитары

Заплетение струны подтягивает её к верхнему краю отверстия, давление струны на порожек существенно уменьшается — звучание инструмента становится тусклым и тихим. Чем меньше диаметр отверстий для заплетения струн и чем больше они приближены к плоскости деки — тем лучше. Оси отверстий должны быть параллельны плоскости деки гитары.
С другой строны, излишне приближенные к деке отверстия снижают упругость бриджа в плоскости склейки, и это негативно сказывается на звучании

Также высота бриджа в любой его точке значима сама по себе и тесно связана с общей конструкцией деки. В месте закрепления струн и порожкового паза — особенно. Проще говоря, бридж как пружина деки не может быть слишком низким. Найти оптимальное решение с учётом всех упомянутых факторов не так-то просто.

Компенсация и частичное исправление конструктивных просчётов в бриджах классических гитар

Ниже показан способ фиксации струн, позволяющий избежать петельного подтягивания. Разумеется, здесь мы имеем дело с явным конструктивным просчетом производителя. Будь отверстия меньшего диаметра, а оси их параллельны плоскости деки гитары, сила дваления струны на порожек стала бы значительно больше.

Бридж классической гитары
Неоптимальное направление оси отверстия для закрепления струн
Бридж классической гитары
Избыточно большой диаметр отверстия для закрепления струн
Бридж классической гитары
Избыточно большой диаметр отверстия для закрепления струн
Бридж классической гитары
Частичное исправление конструктивных недостатков бриджа классической гитары
Бридж классической гитары
Частичная компенсация и исправление конструктивных недостатков в бридже классической гитары
Бридж классической гитары
Альтернативный метод закрепления струн в бридже классической гитары. Исправление конструктивных просчётов производителя.

Такой способ закрепления струн приводит к некоторому избытку массы в задней части бриджа. Для некоторых конструкций дек это во благо, для некоторых — нет. В любом случае бруски палисндра должны быть наименьшего размера, древесина — с наименьшим удельным весом.
Некоторые мастера просверливают двенадцать отверстий для закрепления струн вместо шести. Таким образом они избегают заплетения и петельного подтягивания струны к верхнему краю отверстия. По моему мнению, они упускают из виду то, что такое количество отверстий более чем в два раза уменьшает упругость бриджа там, где она должна быть наибольшей.

Рекомендованные статьи

Нет ничего устойчивее неустойчивых порожков. Заблуждения бесцветны, не имеют вкуса и запаха. Они являются частью наших суждений. Чем плох тот день, когда я понял, что в чём-то заблуждался?
Отправной точкой всех публикаций являются неведения и заблуждения тех, кто приходит ко мне с ремонтом.
С уважением к вам, Полётов Алексей Игоревич, музыкальный мастер.

Ростов-на-Дону 2024