Бридж классической гитары на первый взгляд конструктивно прост и даже лаконичен. Это максимально лёгкая внешняя пружина деки с двумя возвышениями для закрепления струн и порожковым пазом. На деле же сконструировать оптимальный резонатор и бридж классической гитары — непростая задача.
Нейлоновая струна классической гитары обладает меньшей упругостью и массой в сравнении со струной металлической. Меньше упругость и масса струны — меньше кинетическая энергия колебания. При этом звучание классической гитары лежит в довольно широком амплитудно-частотном дапазоне. Мы должны слышать ясно и выразительно как очень высокие ноты, так и довольно низкие.
Механизм взаимодействия струна-резонатор кратко описан в статье «Бридж и дека акустической гитары«. Чем больше давление струны на порожек, тем активнее резонансное явление, тем громче и выразительней звучит инструмент.Большая высота порожка обеспечивает такое давление при любой конструкции бриджа.
На приведённых видео и фотографиях показано, что, чем больше порожек возвышается над бриджем, тем больше его неустойчивость. Часть энергии колебания струны расходуется на трение качения порожка. Поэтому чем плотнее посадка и меньше высота порожка, тем активнее резонансное явление, тем громче и выразительней звучит инструмент.
На следующих фотографиях показано, как значимы диаметр и положение отверстий для закрепления струн в случае оптимально низкого порожка. Низкий и устойчивый порожек — предпосылка для яркого, стройного звучания, но лишь при условии достаточного (по возможности наибольшего) давления струны на порожек.
Заплетение струны подтягивает её к верхнему краю отверстия, давление струны на порожек существенно уменьшается — звучание инструмента становится тусклым и тихим. Чем меньше диаметр отверстий для заплетения струн и чем больше они приближены к плоскости деки — тем лучше. Оси отверстий должны быть параллельны плоскости деки гитары.
С другой строны, излишне приближенные к деке отверстия снижают упругость бриджа в плоскости склейки, и это негативно сказывается на звучании
Также высота бриджа в любой его точке значима сама по себе и тесно связана с общей конструкцией деки. В месте закрепления струн и порожкового паза — особенно. Проще говоря, бридж как пружина деки не может быть слишком низким. Найти оптимальное решение с учётом всех упомянутых факторов не так-то просто.
Ниже показан способ фиксации струн, позволяющий избежать петельного подтягивания. Разумеется, здесь мы имеем дело с явным конструктивным просчетом производителя. Будь отверстия меньшего диаметра, а оси их параллельны плоскости деки гитары, сила дваления струны на порожек стала бы значительно больше.
Такой способ закрепления струн приводит к некоторому избытку массы в задней части бриджа. Для некоторых конструкций дек это во благо, для некоторых — нет. В любом случае бруски палисндра должны быть наименьшего размера, древесина — с наименьшим удельным весом.
Некоторые мастера просверливают двенадцать отверстий для закрепления струн вместо шести. Таким образом они избегают заплетения и петельного подтягивания струны к верхнему краю отверстия. По моему мнению, они упускают из виду то, что такое количество отверстий более чем в два раза уменьшает упругость бриджа там, где она должна быть наибольшей.
Нет ничего устойчивее неустойчивых порожков. Заблуждения бесцветны, не имеют вкуса и запаха. Они являются частью наших суждений. Чем плох тот день, когда я понял, что в чём-то заблуждался?
Отправной точкой всех публикаций являются неведения и заблуждения тех, кто приходит ко мне с ремонтом.
С уважением к вам, Полётов Алексей Игоревич, музыкальный мастер.
Ростов-на-Дону 2024