Настройка деки акустической гитары

Высота тона деки гитары. "Настройка" задней деки

Дека акустической гитары, наклеенная на обечайки, является упругим телом. Поэтому она может быть источником музыкального звука с определённой высотой тона. Здесь мы рассмотрим вопрос о том, насколько высота этого тона важна и возможно ли её менять.
Задняя дека гитары не имеет резонаторного отверстия; как и скрипичная, имеет поперечные пружины. Когда говорят о настройках дек, подразумевают достижение определённой высоты её тона в стадии заготовки. Воображению представляется и мастер, срезающий микронную толщину древесины, камертон и тому подобное.

Обертоны верхней деки гитары

Наклейка пружин на деку гитары значительно изменяет её упругость и массу. Наклейка деки на обечайки — глобально меняет её упругость. Резонансные свойства ели и клёна существенно различны. При этом во всех случаях мы имеем Ре-Фа-Ре-Си бемоль и в заготовках, и на готовой гитаре. Этот звукоряд — на деле обертоны обеих дек. Высота их обусловлена не толщинами дек-пружин и не свойствами их материалов, а контуром резонатора.

Для хорошо звучащей гитары важна геометрия толщин дек и обечаек с точностью до 0,1мм. Для каждого отдельного материала — свои оптимальные толщины. Мастервой инструмент — это большой труд и опыт, но настройка дек — миф, небылица.

Высота обертонов в разных частях деки несомненно определена её толщинами, материалом, топографией пружин. Но, повторяю, слышимые звукоряды — результат, а не причина оптимальной деки гитары. Предлагаю вам пример парадоксальности восприятия тона деки. Выстукивая её по длине, мы слышим Ре в точке бриджа. Выстукивая деку по Х-пружинам и центром бриджа, слышим уже минорную терцию Ля (бридж) — До (икс пружин). Бридж слышен как Ля и в третьем показанном примере, являясь 6-й ступенью До мажор- трезвучия.

Такая насыщенность обертонами в каждой точке выстукивания и есть залог стройного и яркого звучания инструмента. Для любителей постучать напоминаю, что деки не являются источником звука, они — часть резонатора. Колебания их в момент звучания гитары находятся в совершенно других порядковых величинах, несравненно меньших, чем наши тук-тук.

Дерево как источник музыкального звука

Клавиша маримбы — другое дело. Она — брусок дерева, и сама является источником музыкального звука. Приглушив её в середине длины, мы можем ясно стышать звучание основных обертонов.Поскольку дерево — материал неоднородный, каждая клавиша маримбы действительно требует точной настройки её первого октавного обертона.

Нет ничего устойчивее неустойчивых порожков. Заблуждения бесцветны, не имеют вкуса и запаха. Они являются частью наших суждений. Чем плох тот день, когда я понял, что в чём-то заблуждался?
Отправной точкой всех публикаций являются неведения и заблуждения тех, кто приходит ко мне с ремонтом.
С уважением к вам, Полётов Алексей Игоревич, музыкальный мастер.

Ростов-на-Дону 2022

Top