Реставрация гитар

Реставрация гитар

Целесообразность реставрации или ремонта

Реставрация гитары должна начинаться с решения следующего вопроса: стоит данный инструмент реставрационных работ или нет? Не существует таких изломов и деформаций древесины, которые нельзя было бы исправить. Другое дело, какую ценность будет представлять музыкальный инструмент по окончании ремонта или реставрации, каких усилий потребует ремонт/ реставрация.

Грифы старинных гитар, не имеющие анкерного стержня, как правило, сильно деформированы многолетним статическим натяжением струн. Даже если эти грифы выполнены с высоким качеством и из хорошей древесины чаще всего они непригодны к эксплуатации. Опыт показывает, что восстановление геометрии накладки при такой значительной деформации приводит к её истончению. Уже через 9-11 месяцев гриф деформируется вновь. Замена накладки позволяет удлиннить этот срок на несколько лет. Возможно задать такую геометрию накладки, которая бы имитировала работу анкерной системы для данного грифа, для данной силы натяжения струн. Процедура эта требует большого опыта и квалификации.
Анкерные грифы гитар производства 50- 60-х годов нередко сохраняют удовлетворительный КПД и равномерность анкерного хода. В этом случае они, как правило, требуют лишь замены ладов и, возможно, перелакировки. Замена анкерной системы грифа описана в отдельной статье (последняя ссылка).

Музыкальное дерево в процесссе многолетнего усыхания

Ценность музыкального дерева в промышленности определяется отношением упругости и удельного веса заготовки данной породы древесины. Констатнта, позволяющая сделать прогноз действительного звучания будущего инструмента верна, но, увы, приблизительна. С течением лет и десятилетий аморфное состояние смол, содержащихся в древесном волокне, кардинально меняется. Меняется не только отношение упругость/удельный вес, но и само качество древесного волокна. В том случае, если инструмент многолетне эксплуатировался, происходит и так называемое его «разыгрывание». Кроме изменения пластических свойств древесного волокна, меняется и состояние цитоплазмы клеток дерева. О том, что конкретно является причиной разыгрывания музыкальных инструментов, я расскажу в частных консультациях.

Реставрация гитар
Реставрация гитар

На фото — ель, по текстурной организации совершенно непригодна для музыкального инструмента. Однако, 50-ти летнее усыхание этой древесины, превращает её в ценнейший музыкальный материал. Качество такой древесины настолько высоко, что имеет смысл изготовить и новый гриф, в том случае, если старый, «родной» не подлежит ремонту. Сказанное в известной степени справедливо для всех пород древесины, для всех видов гитар, в том числе и электрических. Сказанное верно так же и в отношении гитарной фанеры винтажных полуакустичеких инструментов.

Процесс реставрации и звучание отреставрированных гитар

Реставрация, перелакировка, перекраска гитар
Циклевание. Удаление лакового слоя с поверхности деки акустической гитары

Перелакировка, перекраска гитар

Удаление лакового слоя с поверхности всех конструктивных элементов гитары должно быть выполнено методом циклёвки и шлифования. Любая смывка есть сильная кислота. Помимо разрушения лака кислота разрушает и древесину; последняя теряет свои резонансные свойства.

Реставрация гитар. Перекраска, перелакировка гитар
Грунт и древесина в процессе шлифовки деки гитары

Перелакировка и перекраска не должны повлечь за собой истончения дек и обечаек акустических инструментов. На фото показан участок древесины, с которой лак и грунт удалён. А так же фрагмент верхней деки гитары, находящийся под слоем грунта. Граница между ними обозначена красными стрелками.
Влияние лакового покрытия на звучание гитар любой конструкции описано кратко в статье «Гитара и лак«.

Если в процессе реставрации возможно обойтись без покраски инструмента, то такой способ и надо предпочесть. Красители, наносящие наименьший вред звучанию гитары, в свободной продаже вы не найдёте. Но даже и они потребуют избыточного нанесения лака для обеспечения укрывистости. Барочные и современные скрипичные мастера тонируют не дерево, а сам лак. Чтобы получить выразительно звучащий инструмент, нужно принимать во внимание качественный состав лака и толщину его слоя в первую очередь; эстетику внешнего вида гитары — во вторую.

Реставрация гитар и ремонт гитар

Полноценная реставрация любого музыкального инструмента ставит перед мастером чрезвычайно сложные задачи. Именно поэтому реставратор и изготовитель смычковых инструментов — две разные профессии. Между реставрацией и квалифицированным, профессиональным ремонтом гитары есть разница.
В последние годы качество производимых промышленностью гитар резко снизилось, цена их при этом возросла. Поэтому инструменты, возраста и 10-15-ти лет, часто являются ценными, если верхняя дка их — ель, а бридж — палисандровый. Они заслуживают реставрации, ремонта, перелакировки и в том случае, когда это трудоёмко и дорого. На видео ниже — пример такой гитары. Ремонт и доработка бриджа и подбриджеевого плейта, замена лакового покрытия верхней деки помимо основного ремонта, — и владелец получил ярко звучащий, стройный инструмент.

Рекомендованные статьи

Нет ничего устойчивее неустойчивых порожков. Заблуждения бесцветны, не имеют вкуса и запаха. Они являются частью наших суждений. Чем плох тот день, когда я понял, что в чём-то заблуждался?
Отправной точкой всех публикаций являются неведения и заблуждения тех, кто приходит ко мне с ремонтом.
С уважением к вам, Полётов Алексей Игоревич, музыкальный мастер.

Ростов-на-Дону 2022

Top