Подвижной гриф гитары Полётова А.И.

Подвижной гриф Полётова А.И.
Калибровочные прокладки, обеспечивающие разную глубину посадки грифа в резонатор

Угол посадки гифа в резонатор

Подвижной гриф акустической гитары, показанный на этом видео, действительно обеспечивает комфортабельную высоту струн над ладами в любое время года (см. статью «Гитара и атмосферная влажность»). Для этого требуется всего один порожек оптимальной высоты. Искомое соотношение бридж-порожек гарантировано такой конструкцией грифа. (см. статью «Наладка акустической гитары»)

Да, действительно, чем больше возвышение порожка над бриджем, тем хуже звучит любой акустический инструмент. Однако в случае гитары мастеровой подвижной гриф — это не только низкий порожек, но и бридж любой высоты.

Верхняя дека акустической гитары и бридж

Брус дерева, доска определённого сечния и длины, один край которой наглухо закреплён, может стать качелями. Амплитуда качения будет большей, если свободному краю доски сообщить массу. Амплитуда качения станет наибольшей, если оптимально соотнести длину доски и массу на свободном её крае. Меняя соотношение упругости доски и величины массы, мы можем влиять и на частоту колебания таких воображаемых качелей.

Кинетическая энегия колеблющейся струны, сообщающая наибольшую амплитуду колебания резонатора, и есть превосходно звучащий инструмент. Первейшим рычаговым приложением в этом процессе является триада: порожек-бридж-верхняя дека. Идеальное повторение толщин верхней деки и её пружин не обеспечивает одной и той же упругости. Меняется материал, в значительной степени меняется и упругость деки. То же касается и бриджа: при одной и той же конфигурации имеем разную его массу при использовании различных пород дерева. Для того, чтобы упомянутые в упрощении «качели» имели наибольшую амплитуду колебания, необходимо сообщить уникально определённую массу для деки с данной упругостью. Поскольку последняя всегда разная, то и оптимальная масса бриджа для данного резонатора всегда разная.

Гриф-лифт позволяет изготавливать бриджи любой высоты. Той высоты, которая в данном конкретном случае, при заданных материалах, обеспечит искомую, определённую массу бриджа для полноценного колебания данного резонатора.

Копирование мастеровых музыкальных инструментов

Копирование скрипок, виолончелей барочных итальянских матеров бессмысленно именно потому, что копирование не учитывает всякий раз уникальных свойств древесины. Деки, обечайки изготовленные из одного и того же древесного ствола, яруса, южной/северной его стороны и т.д. всё равно будут отличаться друг от друга. Древесина — биологическая ткань, при одних и тех же толщинах имеет новые характеристики тембра, массы и упругости.

Возвращаясь к гитаре. Найти «золотую» конфигурацию (прежде всего высоту) бриджа для данного резонатора можно только эмпирическим путём на уже собранном, звучащем инструменте. Наглухо вклеенный гриф, при всех достоинствах вклейки, не может позволить этого сделать; угол посадки грифа диктует высоту бриджа, а значит, мы вынуждены уповать только на удачу.

Рекомендованные статьи

Нет ничего устойчивее неустойчивых порожков. Заблуждения бесцветны, не имеют вкуса и запаха. Они являются частью наших суждений. Чем плох тот день, когда я понял, что в чём-то заблуждался?
Отправной точкой всех публикаций являются неведения и заблуждения тех, кто приходит ко мне с ремонтом.
С уважением к вам, Полётов Алексей Игоревич, музыкальный мастер.

Ростов-на-Дону 2023

Top