Научитесь, если вы этого действительно хотите. Способности к обучению музыке у всех разные. То, что одному даётся шутя, для другого — многодневный труд. Но настоящее желание — значит настойчивость, а это уже немало. Неуверенность в собственных силах и есть первая ошибка начинающего музыканта. Она, как правило, приводит ко второй: куплю себе пока самую дешёвую гитару, если не получится — буду не в убытке. Станет получаться — уж тогда потрачусь на хорошую.
От этого момента давайте отмотаем киноплёнку назад. Спросите себя: что, собственно, побудило вас ввязаться в это непростое дело? Ведь можно войти в сеть, надеть наушники и слушать какую угодно музыку в высоком качестве и профессионально исполненную. Вы захотели стать сами участником этого волшебства и не на публику, а для себя. Вы захотели извлечь музыкальный звук собственными руками.
Я не только мастер, но в прошлом и музыкант. И сейчас некоторое время провожу за инструментом хотя бы потому, что это не самое худшее времяпрепровождение. Поэтому со знанием дела говорю: при любых способностях музыкальный звук на гитаре нужно заслужить некоторым трудом и даже немалым. Совершенно не умея играть, вы подойдёте к хорошему пианино и через полчаса сыграете начало Лунной сонаты. Какую-никакую, а услышите музыку. С щипковым инструментом дело обстоит иначе. Если даже у вас в руках прекрасная мастеровая гитара, пройдут дни, а может, и недели, прежде чем вы услышите звуки, которые вас порадуют. Некоторым может показаться, что я лью воду, говорю очевидные вещи, но,увы, это не так. Немало, представьте, людей, которые полагают, что если гитара продаётся в магазине, сделана на заводе специалистами, то следовательно, пригодна к игре. Наивные владельцы изделий, которые и инструментом-то назвать трудно, обращаются, как правило, по поводу какого-нибудь ремонта, а вовсе не с жалобой на неудобство. “Так вот почему у меня ничего не получается,” — фраза повторяется из года в год и звучит странно в век информации. Не получается, потому что есть предел и человеческому упорству, и способностям. Право, даже диву даёшься, каким экзекуциям подвергают себя некоторые начинающие, и ведь это без всякой надежды на результат и какой-то успех. Беда, если этот начинающий — взрослый человек, а если семилетний ребёнок? При этом у ребёнка, представьте, есть преподаватель.
Начинающий! Музыкально сыгранная нота на щипковом инструменте — это координационное одномоментное взаимодействие двух рук.Чтобы музыкальный звук стал рефлекторным навыком, нужно немало потрудиться даже и на очень удобном инструменте. Титанические усилия, прилагаемые при большой высоте струн над грифом, не позволят тебе выработать щипковый навык, требующий тонкой координации. Вместо того чтобы обучаться и расти, ты будешь нарабатывать так называемый ложный, ошибочный навык. Люди с таким навыком извлекают из настоящих музыкальных инструментов оглушительный, лязгающий звук. Очевидно, что им теперь придется переучиваться, предстоит заново понять, как же играть на этой гитаре.
Даже если инструмент удобен, он должен быть ещё и музыкален. Самое главное — иметь стройное звучание. Заводская ладовая разметка не является абсолютным гарантом стройности гитары.Новичок, тебе не нужен звукосниматель, тебе нужна верхняя дека из ели или кедра, палисандровый бридж! Музыканты с огромным опытом, взяв в руки новый инструмент никогда не поймут и не раскроют его вот так, с ходу. Им для этого понадобится некоторое время, даже не один день. Всякая гитара — индивидуальность. Музыка и звучание — две неразрывные части. Как же можно научиться музыкальному звуку на гитаре, которая не звучит?
Все по-разному обучаются игре на гитаре. Некоторым преподаватель не нужен вовсе. Тем не менее, все у кого-нибудь учатся, перенимают манеру. Берите уроки у того, кто играет так, как вам самому хотелось бы. Уроки игры онлайн не слишком полезны. Важно вживую слышать, видеть, как извлекается звук. Помните и о том, что дать объявление «Обучаю игре на гитаре» проще, чем действительно научить.
Огромную пользу приносит ансамблевая практика. Два новичка, аккомпанируя друг другу, будут расти многократно быстрее, чем занимаясь поодиночке. Не ”висните” на преподавателе, даже если он очень хороший. Вы учитесь, он — только помогает. Обучение — это стремление. Кроме того, что дают в уроках, играйте всё, что вам хочется сыграть, всё, что вас привлекает. И последний, самый важный двигатель обучения — творчество. Сочиняйте инструментальные пьесы, риффы, песни — всё, что приходит вам в голову. Не варитесь в собственном соку, сыграйте своё маленькое сочинение такому же как вы, начинающему. Возможно, и он вам сыграет что-нибудь своё.
Привожу фотографии заводского инструмента, стоимостью 16 тысяч рублей, с еловой верхней декой. Высота струн, которая после наладки обеспечит пригодный для обучения инструмент.
Нет ничего устойчивее неустойчивых порожков. Заблуждения бесцветны, не имеют вкуса и запаха. Они являются частью наших суждений. Чем плох тот день, когда я понял, что в чём-то заблуждался?
Отправной точкой всех публикаций являются неведения и заблуждения тех, кто приходит ко мне с ремонтом.
С уважением к вам, Полётов Алексей Игоревич, музыкальный мастер.
Ростов-на-Дону 2024