Эта процедура даёт возможность заменить изношенные лады на новые, исправить геометрию накладки, отчасти компенсировать неравномерность анкерного усилия. Популярные неровности накладки — это атмосферное гнутьё и «ступенька» у акустических гитар. Атмосферное гнутьё — результат многомесячного пользования гитары с недотянутым анкером и безанкерные грифы классических гитар.
КПД анкерного усилия расходуется на выпрямление грифа плюс сила натяжения струн. КПД анкерной системы промышленного грифа и так невелик.
«Ступенька» — возвышение накладки между грифом и резонатором. Возникает и растёт на всех гитарах с течением времени. О причинах её возникновения я рассказываю в частных консультациях. У анкерных грифов восстановление геометрии накладки решает проблему окончательно. У грифов классических гитар — это только отсрочка. Пройдёт год-два, и деформация возникнет вновь.
Неравномерности анкерного усилия могут быть исправлены лишь в некоторой мере. Невозможно выстрогать в накладке именно ту компенсацию, которая требуется. Строгание происходит без натяжения «струны — анкер«. Картина деформации иная, и исправление её интуитивно-приблизительное. Тем не менее это всегда результат с оценкой «явно лучше». Подробно о причинах и способах исправления погрешностей анкера я расскажу в частной консультации.
Ножка ладового профиля оснащена специальной насечкой. Напоминая формой пику, она препятствует извлечению лада. «Легко входит, с трудом выходит» — такая конфигурация обеспечивает плотность посадки. Именно поэтому невозможно извлечь лад, не повредив ладовый паз. Под корону лада загоняются тонкие металлические пластины в момент извлечения.
Однако, чтобы загнать пластину под «корону», лад нужно хоть сколько-нибудь стронуть вверх, не так ли? В это-то момент и происходят надколы древесины по сторонам паза. Разумеется, нужно приложить все усилия, чтобы свести их к минимуму. Но «по сопромату», совершенно чисто извлечь лады — утопия. Плотность посадки ладов у производителей разная. Разная и колкость древесины накладок. При одной и той же технологии извлечения результат всегда разный.
Профессиональная замена ладов всегда подразумевает заклейку ладовых пазов древесиной. После этого паз пропиливается вновь. Плотность посадки — это точная ширина и целостность ладового паза. Плотная посадка — это минимальная погрешность ладовых вершин.
У грифов промышленных гитар глубина пазов чуть не вдвое больше необходимой. В статье «Гриф гитары» разъясняется, какой это ущерб для звучания инструмента. Заклейка пазов, хоть и не в полной мере, но частично компенсирует этот существенный недостаток.
Новый ладовый паз пропиливается с точной калибровкой не только ширины, но и глубины.
Шлифовка и закатка ладов, как неотъемлемая часть их замены — в статье «Наладка гитары«. Фотосессии профессиональной замены ладов, их окончательный внешний вид — в этой фотогалерее. Лады мастеровых гитар можно посмотреть здесь.
Шлифовка и закатка, точное пропиливание ладовых пазов, профессиональное исправление геометрии накладки — чрезвычайно трудоёмкие процедуры. Полная замена ладов — это дорого. Есть и другая технология. Забить лады в старые пазы, прошлифовать их в полкороны без какой-либо закатки и, отпустив анкер грифа, отдать гитару владельцу. «Мастеру» это выгодно. Попросив за работу относительно малые деньги, он избавлен от ответственности и строгого спроса. Гонорар не слишком велик, но и хлопот немного. Хуже всех заказчику. Отдав 4-6 тысяч рублей, он получает результат, подобный следующему:
Лад является опорой для упруго колеблющейся струны. Для её звучания значимы масса, конфигурация и материал опоры, её устойчивость. Кроме того, общая плотность посадки ладов и глубина пазов определяют упругость грифа как конструктивного элемента гитары. Ладовый профиль изготавливают из нейзильбера, латуни, стали и нержавеющей стали. Стальные лады звучат ощутимо холодно — они излишне твёрды и упруги. Цветные металлы звучат все хорошо. Однако лады с высотой короны 2 — 2,7 мм из мягкого нейзильбера изнашиваются очень быстро. В случае среднестатистического музыканта в течении двух — трёх лет или раньше. Такое положение дел вполне понятно, когда речь идёт об инструментах недорогих. Но при всём моём уважении к фирме Мартин, недоумеваю: гитары стоимостью свыше двух тысяч долларов «оснащены» ладами из недопустимо мягкого нейзильбера, имеют при этом очень низкую корону. Не являясь поклонником фирмы Ibanez, тем не менее отмечу, что и в недорогих моделях — всегда качественный нейзильбер ладового профиля. Износостойкий нейзильбер ладов имеют так же электрогитары Fender, изготовленные в США, некоторые из тех, что сделаны в Мексике. В сравнении с перечисленными брендами, популярными ладами Dunlop, рекомендую вам белорусские лады фирмы Синтомс. Это лучший нейзильбер, наивысшая корона лада оптимальной конфигурации. Хотелось бы большей симметрии профиля и меньшей посадочной ножки для ладов 3 мм, но и на том спасибо. Предлагаю вам сравнить высоту нешлифованного, стандартного лада 2,2 мм. (Мартин, Такамин, большинство «дорогих гитар» имеют такие лады) Высота его короны составляет 1,1 мм , то есть равна радиусу полуокружности 2.2 мм. Далее на фото — уже шлифованные и закатанные лады на мастеровой гитаре. Это лады 3мм белорусской фирмы Синтомс. Как видите, уже после шлифовки и закатки, высота их составляет 1.6 мм.
Помимо удобства игры, ясного тона и прибавки в длительности сустейна высокая корона лада имеет и ещё одно немаловажное приемущество. Высокий лад в случае его износа может быть вновь прошлифован и закатан (см. фото ниже). Профессиональная замена ладов позволяет максимально сохранить целостность древесины накладки грифа. Но очевидно, что чем реже вы будете прибегать к этому виду ремонта, тем лучше.
Нет ничего устойчивее неустойчивых порожков. Заблуждения бесцветны, не имеют вкуса и запаха. Они являются частью наших суждений. Чем плох тот день, когда я понял, что в чём-то заблуждался?
Отправной точкой всех публикаций являются неведения и заблуждения тех, кто приходит ко мне с ремонтом.
С уважением к вам, Полётов Алексей Игоревич, музыкальный мастер.
Ростов-на-Дону 2024