Замена ладов на грифе гитары

Замена ладов на гитаре
Значительный износ ладов - результат неравномерного анкерного усилия

Замена ладов. Геометрия

Эта процедура даёт возможность заменить изношенные лады на новые, исправить геометрию накладки, отчасти компенсировать неравномерность анкерного усилия. Популярные неровности накладки — это атмосферное гнутьё и «ступенька» у акустических гитар. Атмосферное гнутьё — результат многомесячного пользования гитары с недотянутым анкером и безанкерные грифы классических гитар.

Замена ладов на гитаре
Результат незадействованного анкера грифа - атмосферное гнутьё.

КПД анкерного усилия расходуется на выпрямление грифа плюс сила натяжения струн. КПД анкерной системы промышленного грифа и так невелик.

Замена ладов на гитаре
Исправление результатов атмосферного гнутья
Замена ладов на гитаре
Геометрия накладки восстановлена

«Ступенька» — возвышение накладки между грифом и резонатором. Возникает и растёт на всех гитарах с течением времени. О причинах её возникновения я рассказываю в частных консультациях. У анкерных грифов восстановление геометрии накладки решает проблему окончательно. У грифов классических гитар — это только отсрочка. Пройдёт год-два, и деформация возникнет вновь.
Неравномерности анкерного усилия могут быть исправлены лишь в некоторой мере. Невозможно выстрогать в накладке именно ту компенсацию, которая требуется. Строгание происходит без натяжения «струны — анкер«. Картина деформации иная, и исправление её интуитивно-приблизительное. Тем не менее это всегда результат с оценкой «явно лучше». Подробно о причинах и способах исправления погрешностей анкера я расскажу в частной консультации.

Ладовый паз. Старый и новый

Ладовая проволока
Насечка на ножке ладового профиля

Ножка ладового профиля оснащена специальной насечкой. Напоминая формой пику, она препятствует извлечению лада. «Легко входит, с трудом выходит» — такая конфигурация обеспечивает плотность посадки. Именно поэтому невозможно извлечь лад, не повредив ладовый паз. Под корону лада загоняются тонкие металлические пластины в момент извлечения.

Однако, чтобы загнать пластину под «корону», лад нужно хоть сколько-нибудь стронуть вверх, не так ли? В это-то момент и происходят надколы древесины по сторонам паза. Разумеется, нужно приложить все усилия, чтобы свести их к минимуму. Но «по сопромату», совершенно чисто извлечь лады — утопия. Плотность посадки ладов у производителей разная. Разная и колкость древесины накладок. При одной и той же технологии извлечения результат всегда разный.

Замена ладов на гитаре
Накладка индийского палисандра. Извлечение ладов
Замена ладов на гитаре
Колкий бразильский палисандр. Извлечение ладов

Профессиональная замена ладов всегда подразумевает заклейку ладовых пазов древесиной. После этого паз пропиливается вновь. Плотность посадки — это точная ширина и целостность ладового паза. Плотная посадка — это минимальная погрешность ладовых вершин.

Замена ладов на гитаре
Заклеенные и укреплённые ладовые пазы
Замена ладов на гитаре
Вновь пропиленные ладовые пазы

У грифов промышленных гитар глубина пазов чуть не вдвое больше необходимой. В статье «Гриф гитары» разъясняется, какой это ущерб для звучания инструмента. Заклейка пазов, хоть и не в полной мере, но частично компенсирует этот существенный недостаток.

Замена ладов на гитаре
Зачистка и удаление шпаклёвки из промышленного ладового паза
Замена ладов на гитаре
Глубина промышленного ладового паза и глубина ножки лада
Ладовый паз грифа
Избыточно большая глубина ладового паза
Лад гитары
Ножка лада и глубина пропила
Накладка грифа
Черезмерно больщая глубина ладовых пазов

Новый ладовый паз пропиливается с точной калибровкой не только ширины, но и глубины.

Замена ладов на гитаре
Калибровка глубины паза
Замена ладов на гитаре
Ножка лада и глубина ладового паза
Замена ладов на гитаре
Вновь пропиленный ладовый паз
Замена ладов на гитаре
Калибровка нового ладового паза
Замена ладов на гитаре
Заклеенный промышленный ладовый паз
Замена ладов на гитаре
Забитые новые лады. Шлифовка, закатка, полировка не производилась

Шлифовка и закатка ладов, как неотъемлемая часть их замены — в статье «Наладка гитары«. Фотосессии профессиональной замены ладов, их окончательный внешний вид — в этой фотогалерее. Лады мастеровых гитар можно посмотреть здесь.
Шлифовка и закатка, точное пропиливание ладовых пазов, профессиональное исправление геометрии накладки — чрезвычайно трудоёмкие процедуры. Полная замена ладов — это дорого. Есть и другая технология. Забить лады в старые пазы, прошлифовать их в полкороны без какой-либо закатки и, отпустив анкер грифа, отдать гитару владельцу. «Мастеру» это выгодно. Попросив за работу относительно малые деньги, он избавлен от ответственности и строгого спроса. Гонорар не слишком велик, но и хлопот немного. Хуже всех заказчику. Отдав 4-6 тысяч рублей, он получает результат, подобный следующему:

Что получается, когда лады забивают в старый ладовый паз

Ладовый профиль или ладовая проволока

Лад является опорой для упруго колеблющейся струны. Для её звучания значимы масса, конфигурация и материал опоры, её устойчивость. Кроме того, общая плотность посадки ладов и глубина пазов определяют упругость грифа как конструктивного элемента гитары. Ладовый профиль изготавливают из нейзильбера, латуни, стали и нержавеющей стали. Стальные лады звучат ощутимо холодно — они излишне твёрды и упруги. Цветные металлы звучат все хорошо. Однако лады с высотой короны 2 — 2,7 мм из мягкого нейзильбера изнашиваются очень быстро. В случае среднестатистического музыканта в течении двух — трёх лет или раньше. Такое положение дел вполне понятно, когда речь идёт об инструментах недорогих. Но при всём моём уважении к фирме Мартин, недоумеваю: гитары стоимостью свыше двух тысяч долларов «оснащены» ладами из недопустимо мягкого нейзильбера, имеют при этом очень низкую корону. Не являясь поклонником фирмы Ibanez, тем не менее отмечу, что и в недорогих моделях — всегда качественный нейзильбер ладового профиля. Износостойкий нейзильбер ладов имеют так же электрогитары Fender, изготовленные в США, некоторые из тех, что сделаны в Мексике. В сравнении с перечисленными брендами, популярными ладами Dunlop, рекомендую вам белорусские лады фирмы Синтомс. Это лучший нейзильбер, наивысшая корона лада оптимальной конфигурации. Хотелось бы большей симметрии профиля и меньшей посадочной ножки для ладов 3 мм, но и на том спасибо. Предлагаю вам сравнить высоту нешлифованного, стандартного лада 2,2 мм. (Мартин, Такамин, большинство «дорогих гитар» имеют такие лады) Высота его короны составляет 1,1 мм , то есть равна радиусу полуокружности 2.2 мм. Далее на фото — уже шлифованные и закатанные лады на мастеровой гитаре. Это лады 3мм белорусской фирмы Синтомс. Как видите, уже после шлифовки и закатки, высота их составляет 1.6 мм.

Лады гитары
Высота нешлифованного лада 2,2 мм
Лады мастеровых гитар
Лады Синтомс после шлифовки и закатки на мастеровой гитаре
Высота ладов гитары
Высота 1.6 мм после шлифовки и закатки

Помимо удобства игры, ясного тона и прибавки в длительности сустейна высокая корона лада имеет и ещё одно немаловажное приемущество. Высокий лад в случае его износа может быть вновь прошлифован и закатан (см. фото ниже). Профессиональная замена ладов позволяет максимально сохранить целостность древесины накладки грифа. Но очевидно, что чем реже вы будете прибегать к этому виду ремонта, тем лучше.

Замена ладов на грифе гитары
Износ высокой короны лада
Замена ладов на грифе гитары
Вновь прошлифлванный и закатанный лад с высокой короной.

Рекомендованные статьи

Наладка гитары. Шлифовка, закатка ладов

Гриф гитары

Анкер грифа гитары

Нет ничего устойчивее неустойчивых порожков. Заблуждения бесцветны, не имеют вкуса и запаха. Они являются частью наших суждений. Чем плох тот день, когда я понял, что в чём-то заблуждался?
Отправной точкой всех публикаций являются неведения и заблуждения тех, кто приходит ко мне с ремонтом.
С уважением к вам, Полётов Алексей Игоревич, музыкальный мастер.

Ростов-на-Дону 2024