Уход за гитарой в общепринятом понимании — это удаление загрязнений с лаковой поверхности и накладки грифа. Не уверен, что этим лишь и исчерпывается полноценный уход. Звучание инструмента и его удобство, неизменные с течением времени, — вот первоочередная задача ухода за гитарой.
С другой стороны, по уходу за лаком публикуется столько нелепых рекомендаций, что и в этот вопрос следует внести ясность.
Энергия колебания струны щипкового инструмента невелика в сравнении с инструментом смычковым. Чтобы гитара даже средней ценовой категории звучала музыкально, стенки её резонатора должны быть довольно малой толщины. При этом сила натяжения струн, приложенная к верхней деке, велика в сравнении с её толщиной. Перепады атмосферной влажности и постоянное статическое давление на древесину приводят к деформации деки, атмосферному гнутью. Совершенно ослабив натяжение струн и расположив горизонт обечаек на уровне глаз, можно увидеть такую деформацию (см. фото).
Помимо потери упругости «севшей» верхней деки уменьшается и высота струн над ладами. Это влечёт за собой необходимость увеличить высоту порожка. Как это отразится на звучании инструмента и почему, вы мо.жете узнать в этой статье.
Как бороться с «посадкой» деки? Увлажнитель — да. Он несомненно полезен. Если у вас ценная гитара, дека её садится, а увлажнитель не помогает, ослабляйте натяжение струн совершенно в то время, когда вы не играете на гитаре. Совет может показаться странным, зато он безусловно дельный. Вам решать.
Всё сказанное о верхней деке относится и к безанкерным грифам классических гитар. Анкерный ход среднестатистического промышленного грифа осталяет желать лучшего. Искривлённый атмосферным гнутьём гриф теряет КПД анкерного хода.
Большая часть анкерного усилия будет расходоваться на выпрямление искривлённого грифа, кроме силы натяжения струн. 9 из 10 грифов, приносимых мне на осмотр, либо вообще не имеют анкерного натяжения, либо анкерная система задействована лишь наполовину.
Стремитесь к тому, чтобы на ваш инструмент попадало как можно меньше прямого солнечного света. Избегайте транспортировать его куда-либо в сильный мороз. Храните инструмент на расстоянии не менее 70 см от уровня пола. В сильные морозы и засушливое время года относительная влажность в комнате должна быть не менее 30%. Храните и транспортируйте ценные инструменты в футлярах, а не чехлах.
Владелец гитары зачастую не знает, каким лаком покрыт его инструмент. И давать рекомендации по уходу за лаком для всех без исключения гитар — шаг ответственный. Если протирание влажной тряпкой не принесло вреда инструменту в одном случае, то это не значит, что в случае другой гитары это действие не приведёт к катастрофическим последствиям.
Даже если лак вашей гитары водоустойчив, не факт, что толщина его слоя грантированно не допустит попадания влаги в древесину. Публикант, рекомендующий водные средства по уходу за гитарой (исключая увлажнитель), далёк от понимания того, что такое музыкальный инструмент. Не применяйте для очистки лака средства с неизвестным химическим составом.
По завершении наладки или ремонта владелец инструмента получает от меня рекомендации по уходу за ним. Используемая для этого смесь из двух ингридиентов безвредна для всех лаков и африканских пород дерева. Но чтобы рекомендовать вам это средство, я должен рассказать и показать, как им пользоваться, имея в виду конкретно данную гитару. (См. видео, завершающее статью)
Совершенно уверенно рекомендую средство, создающее тонкую восковую плёнку на поверхности лакового покрытия. Ryser Polish KDS 500. Прекрасно сохраняет в том числе инструменты, покрытые органической палитурой, вощёную древесину.
По воле случая ставшее популярным лимонное масло совершенно бесполезно как чистящее средство. Нанесённое на накладку грифа, эфирное масло испаряется, не принося пользы и не причиняя вреда древсине.
Основные же компоненты, входящие в состав «лимонного масла» могут быть совершенно разными и не все из них безвредны для музыкального инструмента. По больбшому счёту любое неэфирное масло, попавшее в древесину, ухудшает её резонансные свойства. Хуже, когда такое масло способно к полимеризации с течением месяцев. Изменяя своё аморфное состояние от жидкости к смоле, такое масло кардинально меняет упругость и удельный вес древесины, которую оно пропитало. В видео ниже процесс полимеризации и пропитки показан наглядно.
Бридж акустической гитары является важнейшим элементом резонатора. От резонансных свойств его древесины существенно зависит характер звучания инструмента. Льняное масло, являющееся основным компонентом «лимонного масла» Nota Turbo, по прошествии 8-12 месяцев способно совершенно лишить голоса вашу акустическую гитару, будучи применено для очистки её бриджа. На некоторых публикуемых видео мастера-наладчики наносят различные виды масел на бридж акустической гитары с целью подчеркнуть текстуру древесины. Настоятельно рекомендую вам отказаться от такого рода услуг.
Нет ничего устойчивее неустойчивых порожков. Заблуждения бесцветны, не имеют вкуса и запаха. Они являются частью наших суждений. Чем плох тот день, когда я понял, что в чём-то заблуждался?
Отправной точкой всех публикаций являются неведения и заблуждения тех, кто приходит ко мне с ремонтом.
С уважением к вам, Полётов Алексей Игоревич, музыкальный мастер.
Ростов-на-Дону 2024